Меню
16+

Общественно-политическая газета Карагайского муниципального района Пермского края «Приобвинский край»

14.11.2019 11:54 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Надо говорить красиво

Международный день логопеда отмечается ежегодно 14 ноября, начиная с 2004 года. Россия присоединяется к празднованию этой даты.

Кто же такой логопед? Наверняка многие из вас сразу вспомнят кадры старого советского фильма «По семейным обстоятельствам»: «Я – ягопед. Испьявьяю фефекты фикции». Но работа логопеда намного шире и многограннее, чем исправление звуков. Логопедия — это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

В коррекционных классах Карагайской средней школы №1 этим занимается Светлана Геннадьевна Андреева, специалист высшей квалификационной категории. Является она и членом районной ПМПК. Первое образование Светланы Геннадьевны было далеко от логопедии, но появившийся интерес к этому направлению педагогической деятельности привел снова в стены университета, а школа в ее лице получила специалиста, постоянно находящегося в творческом поиске. Она активный участник проблемных групп и временных творческих коллективов на институциональном, районном, краевом уровнях. Активное участие в конференциях, проведение открытых занятий, выступления на семинарах свидетельствуют о ее постоянном самосовершенствовании, распространении собственного педагогического опыта в вопросах практики и теории логопедического сопровождения. Содержание выступлений, публикаций позволяет говорить о создании ею эффективной системы работы по коррекции устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ.Педагог выступает в качестве члена жюри детских конкурсов на институциональном уровне, является экспертом Всероссийских интернет-конкурсов и олимпиад для педагогов и обучающихся с ОВЗ.Светлана Геннадьевна является участником и призером конкурсов профессионального мастерства и интернет-олимпиад институционального, краевого, российского, международного уровней. Проектная деятельность автора носит разносторонний характер, осуществляется в рамках современной образовательной ситуации, направлена на активизацию взаимодействия учителя-логопеда, родителей и детей. Содержание проектов ориентировано на интеграцию нескольких образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуника-тивное развитие.

Мы задали Светлане Геннадьевне несколько вопросов.

- Какие речевые проблемы существуют у современных детей?

- С каждым годом количество детей с речевыми проблемами увеличивается.Дети сегодня почти не играют, а ведь именно во время игры они закрепляют все свои навыки, в том числе речевые. Меньше конструируют, меньше лепят и рисуют. Перестали работать и пальчики: вместо шнурков на обуви – липучки, вместо пуговиц на одежде – замки. А если не работает рука, то и речь не развивается.

Общение взрослых с детьми во многих семьях сведено до минимума. Много времени дети проводят за компьютером или в телефоне. Речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется.Так, в школе начинаются проблемы с письмом и чтением.

- Что можно посоветовать родителям в преодолении этих проблем?

- Уважаемые родители, разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной.Устраивайте семейные вечера с прочтением и обсуждением книги. Компьютерные игры замените на активные, уличные игры.Совместная деятельность детей и родителей способствует речевой активности детей.Устранение речевых нарушений — длительный и сложный процесс, требующий совместной работы специалистов и родителей.

- Кому нужен логопед?

- Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Немногие родители знают, что ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш кроха не составляет из накопленных слов предложения. Если в его речи мало глаголов и определений. Проверить это просто, предложите малышу ответить: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2).

Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударение, ведь основа слова – гласные звуки).

Но если ребенок до школы так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду. Он должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», «Коля достал мяч из-под лавки».Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра».

Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов. Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе заменам букв на письме: (зук-жук, казета-газета, чаши-часы). Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда.

Основными причинами обращения к логопеду являются неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное ее отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие.Поэтому, дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша.

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

9